Новости


Вечный двигатель бизнес-идей

Четыре года прошло с момента подписания главой нашего государства Закона "О семейном предпринимательстве". Для полноценного становления нового класса собственников срок небольшой. Тем не менее сегодня можно с уверенностью сказать, что внедрение в жизнь этой организационно-правовой формы в долгосрочной перспективе откроет перед отечественной сферой бизнеса совершенно новые горизонты.

 

Наверняка многие сейчас зададутся вопросом: "Почему речь идет мало того что о перспективе, так еще и о долгосрочной, если с момента принятия закона прошло уже четыре года?" Да, за все это время журналисты много говорили и о конкретных субъектах семейного предпринимательства, которые успешно влились в русло национального частного сектора, и о преимуществах законодательной базы, регулирующей их деятельность, и так далее. Зачастую то, что мы имеем в этой сфере сегодня, воспринимается как уже конечный результат с ярко выраженной тенденцией прогрессирования. Отчасти так и есть, но только отчасти. В действительности нынешний этап семейного предпринимательства в Узбекистане - это лишь первые, слабо выраженные контуры нового класса собственников.

 

Причина в том, что до тех пор, пока не начнется первый этап передачи семейного бизнеса новому поколению, предприятия этого типа практически не будут отличаться от других организационно-правовых форм бизнеса. Конечно, если не брать в расчет ремесленничество и сельское хозяйство - у них особая специфика.

 

Соответственно их номинальный коэффициент полезного действия будет расплывчатым ориентировочно еще на протяжении последующих 20-30 лет. Да, они отличаются по кадровому составу, имущественным правам и ряду других составляющих, но пока это просто предприятия. То же самое наблюдалось и в странах с многолетней и даже многовековой экономикой, в которых сегодня семейное предпринимательство выступает главной движущей силой малого бизнеса, - Италии, США, Швеции и других.

 

Инициатива, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым в вопросе закрепления статуса семейных предприятий на законодательном уровне, заложила прочный фундамент для трех ключевых аспектов развития национальной экономики в будущем. Первый аспект - гарантированная занятость последующих поколений, второй - достижение высокого уровня производительности труда, третий - солидная база для привития практических навыков ведения бизнеса и управления финансами с раннего возраста. Не случайно в подготовительных школах при крупнейших университетах мира особый упор делается на изучение детьми сугубо экономических вопросов.

 

- Я уверен в том, что в будущем семейный бизнес станет основой малых форм экономики в нашей стране, - отметил во время беседы на эту тему коммерческий директор семейного предприятия в сфере полиграфии и рекламных услуг "Abror Print" Уткирбек Абдуллаев. - В немалой степени и потому, что, если говорить о влиянии этой разновидности бизнеса на семью в целом, это очень сильный сплачивающий фактор. Отсюда следуют оперативное и эффективное решение рабочих задач, повышенная финансовая защищенность и четкое понимание общих целей. Почему я уверен в большом будущем семейного предпринимательства? Потому что у него много финансовых и юридических преимуществ перед другими организационно-правовыми формами. За четырнадцать лет работы мы были и частным предприятием, и ООО. Разница ощутимая. Например, то, что раньше составляло социальные расходы, сейчас представляет собой дивиденды, которые распределяются между всеми членами семьи-учредителями. Кроме того, с них нам не нужно платить налог в размере десяти процентов. Плюсов очень много.

 

Важный вопрос, который сегодня наверняка интересует многих: будут ли трансформироваться сегодняшние семейные предприятия в будущем, и если да, то насколько масштабные формы они будут принимать? Это актуальная тема. Несмотря на различие финансовых и правовых особенностей семейного бизнеса в разных странах, география некогда мелких семейных подрядов, превратившихся в крупные транснациональные компании, весьма обширная. С одной стороны, исходя из специализации подавляющего большинства семейных хозяйствующих субъектов в нашей стране подобный расклад маловероятен. Как правило, они задействованы в насущных сферах деятельности с неизменно высоким уровнем конкуренции, которые не подразумевают глобализацию. Это общественное питание, производство хлебобулочной продукции, ремонт оборудования, изготовление элементов внутренней отделки помещений и стеновых конструкций, выпуск текстильной продукции и обуви и так далее. С другой стороны, например, американская компания "Nike", один из крупнейших производителей спортивной одежды и обуви, полвека назад начинала с капитала в тысячу долларов и продажи импортных кроссовок. Так что все в этом вопросе на самом деле зависит от конкретной идеи - насколько она нова, уникальна и востребована на мировом рынке. Пока же сами семейные предприниматели так далеко не заглядывают. Ограничиваются планами по увеличению объ­емов продаж или оказания услуг. Напрасно. Учитывая то, что семейные предприятия сегодня выступают прочным гарантом платежеспособности физических и юридических лиц при оформлении банковских кредитов, проблем с финансированием у них не предвидится. Нужны только идеи и амбиции!

 

Как отмечают эксперты, семейный бизнес - это своеобразный симбиоз, казалось бы, несовместимых понятий: консерватизма, то есть традиций, и новаторства. Общее дело на протяжении нескольких поколений остается общим делом, однако каждое поколение всегда старается вдохнуть в него новую жизнь исходя из более объективного понимания постоянно меняющейся конъюнктуры рынка, покупательской психологии и желания самореализации, не ломая при этом суть. Фактически семейное предпринимательство - это бесперебойный автоматизированный механизм идейного и финансового обновления хозяйствующих субъектов, основанный во многом на человеческой индивидуальности и амбициях. Так что реформа, инициированная четыре года назад Президентом Исламом Каримовым, обеспечила не только экономическую активность большей части населения нашей страны в будущем, но и более интенсивное внедрение узбекистанцами новых производственных и маркетинговых решений на мировой рынок. Что они будут собой представлять, станет ясно уже в ближайшей перспективе.

 

Марк Орлов.

 

Корр. "Правды Востока"

 

http://pv.uz/economics/24710